Родителям будущих первоклассников необходимо знать:
к 6,5 годам ребёнок должен иметь следующие показатели развития, которые говорят о его готовности к школе:
Социальное развитие
проявляет доброту, внимание, заботу;
умеет просить о помощи и оказывать ее;
уважает желание людей;
умеет сдерживать себя и заявлять о своих потребностях в приемлемой форме;
хорошо ориентируется в новой обстановке;
понимает разный характер отношения к нему окружающих;
умеет заметить изменение настроения, эмоционального состояния близких взрослых и сверстников;
способен управлять своим поведением и способами общения;
он может включиться в совместную деятельность с взрослыми и сверстниками, не мешая своим поведением другим;
проявляет чувство собственного достоинства, уважения к самому себе, стремление занять достойное место в системе отношений с взрослыми и сверстниками;
умеет соблюдать необходимую дистанцию между собой и другими детьми и взрослыми;
умеет адекватно оценить себя в сравнении с другими людьми.
Речь и речевое общение
овладевает разговорной речью и свободно общается с близкими взрослыми и сверстниками, в диалоге инициативно высказывается, умеет привлечь к себе внимание собеседника, интересуется высказываниями партнера, отвечает на них словом, действием, несловесными способами;
в диалоге выражает мысль в форме неполных и полных простых предложений, коротких текстов;
проявляет интерес к рассказыванию знакомых сказок, передаче содержания мультфильмов, книг, картинок, к сочинению;
в высказываниях употребляет разные части речи, пространственные предлоги, эпитеты, сравнения, синонимы;
проявляет критическое отношение к речи, стремление говорить грамматически правильно, в связи, с чем затухает словотворчество, сокращается количество аграмматизмов;
правильно произносит все звуки родного языка.
Познавательное развитие
выполняет элементарные логические операции: классификация, сериация, соотношение «часть-целое», сравнение;
способен объединить предметы на основе общих понятий (мебель, посуда, транспорт и т.п.), по существенному признаку;
владеет обобщенными способами деятельности и благодаря этому может создать оригинальные рисунки, конструкции, поделки из разных материалов;
способен находить варианты решений задач открытого типа (в конструировании, в играх, в рифмотворчестве и др.);
использует символические средства для познания окружающего (моделирование, чтение карт, планов, схем и др.); может использовать их как средства запоминания;
может наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки;
умеет считать в пределах 10, определяет отношения предыдущего и последующего в числовом ряду;
умеет делить предметы на равные и неравные части;
владеет операциями сложения и вычитания;
ориентируется во времени (определение дней недели, месяцев года);
способен планировать свои действия и регулировать процесс их выполнения;
в рассуждениях может учитывать позицию другого ребенка, взрослого;
проявляет разнообразные познавательные интересы;
может самостоятельно экспериментировать с новыми для него материалами, устанавливать причинно-следственные связи;
имеет элементарные знания об истории и природных условиях жизни родной страны и города;
проявляет разумность поведения.
Эстетическое развитие
знаком с множеством литературных произведений, может пересказать выбранную им сказку или рассказ, а также может выразительно прочитать небольшое стихотворение, пытается сочинять сказки, проявляет интерес к игре с рифмой и словом;
имеет определенный опыт восприятия произведений изобразительного и прикладного искусства, в том числе подлинников, а также проявляет к ним интерес;
эмоционально реагирует и понимает доступное ему художественное содержание;
может самостоятельно создать индивидуальный образ в творческой изобразительной деятельности и интегрирует разные ее виды для большей выразительности этого образа и владеет определенным объемом технических навыков и умений;
эмоционально откликается на красоту природы, одежды и убранства помещений
может участвовать в коллективной декоративной дизайн-деятельности, соблюдая принципы эстетического единого пространства;
эмоционально-увлеченно слушает музыку, воспринимает и осмысливает целостный музыкальный образ, может определить элементарный жанр и форму музыкального произведения;
пользуясь свободными пантомимическими движениями, может воспроизвести общий характер и динамику развития музыкального образа;
может придумать небольшую танцевальную композицию;
исполняет простые песни в удобной тональности.
Физическое развитие
Состояние физического развития старших дошкольников определяется по следующим показателям:
по положительным изменениям в физическом и функциональном развитии ребенка;
по устойчивости к изменениям внешней среды (хорошая сопротивляемость заболеваниям, сравнительно легкое, непродолжительное их течение без осложнений);
по качеству засыпания и сна;
по аппетиту (без отрицательного отношения к отдельным видам пищи);
по достаточно хорошей физической и умственной работоспособности;
по умению сохранять правильную осанку;
по способности самостоятельно выполнять необходимые бытовые процессы (охотно включается в занятия, игры, дежурства, выполняет гигиенические процедуры, владеет навыками самообслуживания);
по физической активности (не менее 50-60% бодрствования);
по удовольствию от пребывания на открытом воздухе в любую погоду (не менее 4-х часов в день);
по положительной динамике индивидуальной физической подготовленности (двигательных умений и навыков), соответствующей нормальным показателям возрастного развития моторики;
по уверенному владению «азбукой движений» (прыжки, приседания, наклоны, бег);
обладает элементами техники всех видов жизненно важных движений, базовыми умениями и навыками в спортивных играх.
Для записи в первый класс родителями предоставляются следующие документы:
1.письменное заявление родителей на имя директора школы
2.копия свидетельства о рождении
3.родители должны предъявить свои паспорта
4.медицинская карта ребенка (для детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, карта оформляется после прохождения диспансеризации в детской поликлинике по месту жительства).
Традиционно обследования проводят: ортопед, окулист, ЛОР, невролог, педиатр.
Первоклассник - это новый этап в жизни Вашего ребёнка и Вашей семьи...
Первый год обучения в школе является не только одним из самых сложных этапов в жизни ребенка, но и своеобразным испытательным сроком для родителей:
Во-первых, именно в этот период требуется их максимальное участие в жизни ребенка.
Во-вторых, при начале обучения четко проявляются все их недоработки.
В-третьих, при наличии благих намерений, но отсутствии психологически грамотного подхода, сами родители нередко становятся виновниками школьных стрессов у детей.
В то же время именно в 1-ом классе закладывается основа отношения ребенка к школе и обучению. Для того, чтобы дети наиболее благополучно прошли этот этап своей жизни, их родителям необходимо знать и ежедневно учитывать особенности психического и физиологического состояния детей, возникающего с началом обучения в школе.
Школа с первых дней ставит перед ребенком целый ряд задач, требующих мобилизации его интеллектуальных и физических сил. Для детей представляют трудности очень многие стороны учебного процесса. Им сложно высиживать урок в одной и той же позе, сложно не отвлекаться и следить за мыслью учителя, сложно делать все время не то, что хочется, а то, что от них требуют, сложно сдерживать и не выражать вслух свои мысли и эмоции, которые появляются в изобилии. Кроме того, ребята не сразу усваивают новые правила поведения с взрослыми, не сразу признают позицию учителя и устанавливают дистанцию в отношениях с ним и другими взрослыми в школе.
Поэтому необходимо время, чтобы произошла адаптация к школьному обучению, ребенок привык к новым условиям и научился соответствовать новым требованиям.
Адаптация к школе – многоплановый процесс. Его составляющими являются физиологическая адаптация и социально-психологическая адаптация (к учителям и их требованиям, к одноклассникам).
Полезные ссылки для родителей будущих первоклассников: